Сайт учителя математики и информатики

Блохиной Татьяны Анатольевны

 

Использование интернет технологий для развития учебной мотивации обучающихся

“Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно” 

 

Управление образования Мытищинского муниципального района

МБОУ «Гимназия №16»

Научно-практическая конференция
педагогических работников и руководителей образовательных учреждений

«Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа»

Доклад

«Использование интернет технологий для развития учебной мотивации обучающихся»

 учителя информатики

Блохиной Татьяны Анатольевны

презентация к докладу http://prezi.com/lwyw5ro72akg/presentation/

г. Мытищи

2011

Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения. Информационно-коммуникационные технологии являются одними из средств развития такой мотивации.

Вопрос «Как заинтересовать ученика» крайне важен, но уже хорошо разработан, поэтому остается только привести известные приемы.

В первую очередь, ученик должен получить ответ на вопрос «А зачем все это нужно?». Желательно, чтобы это было нужно не «вообще», а ему лично для решения его жизненных задач. Очень хорошо, если он сможет это применить в ближайшее время (через час, день, месяц).

Лучше всего, если новая информация помогает решить какую-то проблему, которую раньше нельзя было решить или она решалась очень сложно.

Всегда вызывает интерес возможность найти ошибку в том, что сказал учитель или одноклассник. С точки зрения психологии это связано, видимо, с тем, что появляется возможность выделиться и самоутвердиться. На все эти вопросы отвечают различные педтехники и педтехнологии, которых сейчас в нашем образовании порядка пятидесяти. По сути, все современные образовательные технологии заимствуют друг у друга те или иные технологические приёмы. Интеграция технологий – процесс закономерный.

Образование ХХI века предполагает: непрерывность обучения, дистанционность и мобильность, проектность и  технологичность, диалогичность и интерактивность. Всё это реализовать помогут интернет технологии.

В свете новой парадигмы образования ученик должен овладеть способами непрерывного приобретения новых знаний и освоить навыки самостоятельного, критичного типа мышления. Рост объёма потоков научных знаний ставят проблему отбора необходимой для обучения информации на основе анализа информационных ресурсов. Поэтому меняется роль учителя: не трансляция, а навигация в потоках информации и знаний, а так же необходимость преобразования значительного объёма новой информации в учебную. Современные учебно методические комплекты формируются на основе: открытых источников – блоги, вики; конференций и семинаров; книг и исследований; различных медиа-объектов. Блог учителя самый лучший инструмент организации учебной работы. На страницах блога можно организовать коллективную работу on-line и разместить: ссылки на различные Web-ресурсы; методическую копилку учителя; публикация домашнего задания учителем и учениками; материалы урока сохраняются на виртуальной интерактивной доске; инструменты тестирования учащихся для школы и дома; мультимедиа ресурсы к урокам; обратную связь с учеником.

          В качестве примера могу привести свой блог Учитель-ученик http://inf66.blogspot.com , блог  Русского языка и литературы Натальи Кулеш, http://nataleculesh.blogspot.com, блог Информатика глазами зам. директора по ИКТ Андрея Сиденко http://inform-mitishi.blogspot.com.

Платформы для размещения блогов: www.livejournal.com, www.classblogmeister.com, www.blogger.com, www.liveinternet.ruwww.wordpress.com,  www.diar y.ru,  www.blog.ru

Обратную связь с учеником можно поддерживать не только через блог учителя, но и такие ресурсы как E-mail, isq, skype, facebook, twitter. Самой распространённой среди учеников является сеть В Контакте которую также можно использовать в учебных целях для организации совместной работы.

В Интернете существует множество сервисов, которые можно использовать для распространения учебных материалов (текстовых, графических, видео и др.). Рассмотрим несколько таких сервисов:

Социальные сервисы  YouTube (http://youtube.com/ )  и Teacher Tube (http://www.teachertube.com/) предназначены для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей. Сервисы позволяют всем своим пользователям публиковать видеофайлы, делиться своими метками (тегами) видеозаписей.

Рicasa (http://picasa.google.com/)  и Flickr (http://www.flickr.com/)  – для организации совместного доступа к фотографиям и их просмотра.

Slideshare (http://www.slideshare.net ) - удобный социальный сервис, который позволяет размещать презентации PowerPoint в формате Flash. Используя ключевые слова, вы можете найти презентации на любую тему. Так же есть возможность просматривать презентации в полноэкранном режиме.

Bubbl (http://bubbl.us/  ), Mindomo (http://mindomo.com/) и mindmeister (http://mindmeister.com/) - Веб-сервисы для создания карт ума (карт памяти) помогают визуализировать и структурировать информацию, составить план действий работы над проектом.

Рrezi (http://prezi.com/) - Главное достоинство в том, что в Prezi можно легко  подготовить  нелинейные,  многоуровневые  презентации. Вся презентация размещается на одном большом виртуальном листе, а ее демонстрация – это путешествие по этому листу с динамическим масштабированием.

Современный Интернет предоставляет массу возможностей для хранения файлов и папок. В этом случае Ваши файлы хранятся в выделенном хранилище на сервере, а Вы получаете к ним доступ и имеете возможность работать с ними через Интернет.  Преимущества, которые предоставляют онлайн хранилища файлов, заключаются в удобстве доступа к файлам (с любого компьютера в любое время); высокой надежности сохранности файлов (информация на серверах периодически сохраняется в виде резервной копии); в удобстве пересылки и распространении файлов (путем передачи только ссылки на файл). К наиболее известным онлайн хранилищам можно отнести: DropBox (https://www.dropbox.com); Clip2Net (http://clip2net.com); Box (http://box.net); Моё Место (http://www.moemesto.ru)

Для выполнения различных проектов очень удобно использовать GoogleDocs  (http://www.google.com/google-d-s/intl/ru/tour1.html). Создав свой документ Google или папку документов, вы можете открыть к ним совместный доступ (Share) для  учеников, коллег или друзей. Это относится не только к текстовым документам, но и презентациям, таблицам, различным googl-формам.

Для проведения различных тестов по учебным предметам онлайн  существует MegaTestPro (http://www.megatestpro.ru/Default1.aspx) и Psylist.net (http://psylist.net/testzna/  ) . На Официальном Информационном Портале Единого Государственного Экзамена (http://www1.ege.edu.ru/online-testing) для проверки  знаний   опубликованы online-тесты по многим предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла. Кроме того, на портале есть возможность потренироваться не только в решении заданий, но и оформлении ответов на бланках ЕГЭ образца 2011 года, которые представлены в соответствующем разделе. Ведь правильно решенное задание нужно еще и правильно оформить, поскольку для корректной компьютерной обработки бланков нужен читаемый текст.

On-lain тесты для профессионалов в области информационных технологий (http://www.testzone.ru/ )  Также бесплатные online-тесты по предметам представлены на Федеральном портале "Российское образование" (http://www.edu.ru/moodle/) - официальном Интернет-ресурсе, на котором публикуется только бесплатная, актуальная и достоверная информация.

Бесплатно можно создавать различные опросники на  Vorbeo.com (http://vorbeo.com/), и с их помощью  проводить исследования для учебного проекта, разместив опросник на сайте школы или блоге проекта.

Работа учащихся в классе с использованием ресурсов сети Интернет может быть организована следующим образом: фронтально (виртуальные путешествия, глобальный сетевой проект); индивидуально (поиск, отбор и анализ учебной информации); в группах (выполнение общего учебного проекта); работа в малых группах вне класса.Учитель на таком уроке выступает в качестве консультанта по поиску в Сети и использованию различного рода учебной информации. Механизмами для организации обучения и общения между учителем и учеником, могут быть: электронные учебники; сетевые проекты; телеконференции; cервисы web 2.0.

Развитие информационно-коммуникационных технологий позволило всем желающим получить доступ к неограниченным объемам информации. Мы пробуем ограничить себя только той информацией и инструментами, которые несут реальную пользу. Поэтому, при выборе инструментов и методов для работы с информацией надо исходить из тех задач, которые нужно решить.

Приложение:

Приведу таблицу, на которой  на учебные цели спроецированы  задания, определяющие деятельность учеников (по Лихачёву Д.), и web-инструменты, описанные и применяемые мной и моими учениками. 

Таксономия познавательных целей

Задания, определяющие деятельность учеников

Веб-инструменты

Оценка

Ранжируйте и обоснуйте

Проведите экспертизу состояния

Определите возможные критерии оценки

http://vorbeo.com/

http://www.google.com/google-d-s/intl/ru/tour1.html

Синтез

Придумайте игру

Разработайте план

Напишите сценарий развития

http://www.google.com/google-d-s/intl/ru/tour1.html

http://inf66.blogspot.com/

http://www.scribblar.com/

Анализ

Постройте классификацию

Сравните точки зрения

Составьте перечень основных свойств

http://www.google.com/google-d-s/intl/ru/tour1.html

http://inf66.blogspot.com/

http://www.scribblar.com/

Применение

Изобразите графически

Разработайте и проведите презентацию

Рассчитайте на основании данных

http://www.google.com/google-d-s/intl/ru/tour1.html

http://inf66.blogspot.com/

http://www.scribblar.com/

http://prezi.com/

https://picasaweb.google.com/lh/myphotos

Понимание

Покажите связи

Объясните причины

Прокомментируйте

Приведите пример

http://www.google.com/google-d-s/intl/ru/tour1.html

http://inf66.blogspot.com/

http://www.scribblar.com/

 http://twitter.com

http://www.facebook.com

Ознакомление

Сгруппируйте вместе

Составьте список понятий

Расположите в определённом порядке

http://www.google.com/google-d-s/intl/ru/tour1.html

http://inf66.blogspot.com/

http://www.scribblar.com/

 http://twitter.com

http://www.facebook.com

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Интернет в образовании: путеводитель, НИИ Управления знаниями, МЭСИ,  http://www.slideshare.net/mnrozhkov/ss-4319215
  2. Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения   http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=1186
  3. Лаборатория тренера. ИКТ и новые педагогические технологии... http://ljudmillar.blogspot.com/.
  4. КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ БЕЗ НАС? Развитие самостоятельности на уроках информатики. К.Ю. Поляков ГОУ СОШ № 163, г. Санкт-Петербург http://kpolyakov.narod.ru/index.htm

 

Конструктор сайтов - uCoz