Управление образования Мытищинского муниципального района
МБОУ «Гимназия №16»
Научно-практическая конференция
педагогических работников и руководителей образовательных учреждений
«Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа»
Доклад
«Использование интернет технологий для развития учебной мотивации обучающихся»
учителя информатики
Блохиной Татьяны Анатольевны
презентация к докладу http://prezi.com/lwyw5ro72akg/presentation/
г. Мытищи
2011
Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения. Информационно-коммуникационные технологии являются одними из средств развития такой мотивации.
Вопрос «Как заинтересовать ученика» крайне важен, но уже хорошо разработан, поэтому остается только привести известные приемы.
В первую очередь, ученик должен получить ответ на вопрос «А зачем все это нужно?». Желательно, чтобы это было нужно не «вообще», а ему лично для решения его жизненных задач. Очень хорошо, если он сможет это применить в ближайшее время (через час, день, месяц).
Лучше всего, если новая информация помогает решить какую-то проблему, которую раньше нельзя было решить или она решалась очень сложно.
Всегда вызывает интерес возможность найти ошибку в том, что сказал учитель или одноклассник. С точки зрения психологии это связано, видимо, с тем, что появляется возможность выделиться и самоутвердиться. На все эти вопросы отвечают различные педтехники и педтехнологии, которых сейчас в нашем образовании порядка пятидесяти. По сути, все современные образовательные технологии заимствуют друг у друга те или иные технологические приёмы. Интеграция технологий – процесс закономерный.
Образование ХХI века предполагает: непрерывность обучения, дистанционность и мобильность, проектность и технологичность, диалогичность и интерактивность. Всё это реализовать помогут интернет технологии.
В свете новой парадигмы образования ученик должен овладеть способами непрерывного приобретения новых знаний и освоить навыки самостоятельного, критичного типа мышления. Рост объёма потоков научных знаний ставят проблему отбора необходимой для обучения информации на основе анализа информационных ресурсов. Поэтому меняется роль учителя: не трансляция, а навигация в потоках информации и знаний, а так же необходимость преобразования значительного объёма новой информации в учебную. Современные учебно методические комплекты формируются на основе: открытых источников – блоги, вики; конференций и семинаров; книг и исследований; различных медиа-объектов. Блог учителя самый лучший инструмент организации учебной работы. На страницах блога можно организовать коллективную работу on-line и разместить: ссылки на различные Web-ресурсы; методическую копилку учителя; публикация домашнего задания учителем и учениками; материалы урока сохраняются на виртуальной интерактивной доске; инструменты тестирования учащихся для школы и дома; мультимедиа ресурсы к урокам; обратную связь с учеником.
В качестве примера могу привести свой блог Учитель-ученик http://inf66.blogspot.com , блог Русского языка и литературы Натальи Кулеш, http://nataleculesh.blogspot.com, блог Информатика глазами зам. директора по ИКТ Андрея Сиденко http://inform-mitishi.blogspot.com.
Платформы для размещения блогов: www.livejournal.com, www.classblogmeister.com, www.blogger.com, www.liveinternet.ru, www.wordpress.com, www.diar y.ru, www.blog.ru
Обратную связь с учеником можно поддерживать не только через блог учителя, но и такие ресурсы как E-mail, isq, skype, facebook, twitter. Самой распространённой среди учеников является сеть В Контакте которую также можно использовать в учебных целях для организации совместной работы.
В Интернете существует множество сервисов, которые можно использовать для распространения учебных материалов (текстовых, графических, видео и др.). Рассмотрим несколько таких сервисов:
Социальные сервисы YouTube (http://youtube.com/ ) и Teacher Tube (http://www.teachertube.com/) предназначены для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей. Сервисы позволяют всем своим пользователям публиковать видеофайлы, делиться своими метками (тегами) видеозаписей.
Рicasa (http://picasa.google.com/) и Flickr (http://www.flickr.com/) – для организации совместного доступа к фотографиям и их просмотра.
Slideshare (http://www.slideshare.net ) - удобный социальный сервис, который позволяет размещать презентации PowerPoint в формате Flash. Используя ключевые слова, вы можете найти презентации на любую тему. Так же есть возможность просматривать презентации в полноэкранном режиме.
Bubbl (http://bubbl.us/ ), Mindomo (http://mindomo.com/) и mindmeister (http://mindmeister.com/) - Веб-сервисы для создания карт ума (карт памяти) помогают визуализировать и структурировать информацию, составить план действий работы над проектом.
Рrezi (http://prezi.com/) - Главное достоинство в том, что в Prezi можно легко подготовить нелинейные, многоуровневые презентации. Вся презентация размещается на одном большом виртуальном листе, а ее демонстрация – это путешествие по этому листу с динамическим масштабированием.
Современный Интернет предоставляет массу возможностей для хранения файлов и папок. В этом случае Ваши файлы хранятся в выделенном хранилище на сервере, а Вы получаете к ним доступ и имеете возможность работать с ними через Интернет. Преимущества, которые предоставляют онлайн хранилища файлов, заключаются в удобстве доступа к файлам (с любого компьютера в любое время); высокой надежности сохранности файлов (информация на серверах периодически сохраняется в виде резервной копии); в удобстве пересылки и распространении файлов (путем передачи только ссылки на файл). К наиболее известным онлайн хранилищам можно отнести: DropBox (https://www.dropbox.com); Clip2Net (http://clip2net.com); Box (http://box.net); Моё Место (http://www.moemesto.ru)
Для выполнения различных проектов очень удобно использовать GoogleDocs (http://www.google.com/google-d-s/intl/ru/tour1.html). Создав свой документ Google или папку документов, вы можете открыть к ним совместный доступ (Share) для учеников, коллег или друзей. Это относится не только к текстовым документам, но и презентациям, таблицам, различным googl-формам.
Для проведения различных тестов по учебным предметам онлайн существует MegaTestPro (http://www.megatestpro.ru/Default1.aspx) и Psylist.net (http://psylist.net/testzna/ ) . На Официальном Информационном Портале Единого Государственного Экзамена (http://www1.ege.edu.ru/online-testing) для проверки знаний опубликованы online-тесты по многим предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла. Кроме того, на портале есть возможность потренироваться не только в решении заданий, но и оформлении ответов на бланках ЕГЭ образца 2011 года, которые представлены в соответствующем разделе. Ведь правильно решенное задание нужно еще и правильно оформить, поскольку для корректной компьютерной обработки бланков нужен читаемый текст.
On-lain тесты для профессионалов в области информационных технологий (http://www.testzone.ru/ ) Также бесплатные online-тесты по предметам представлены на Федеральном портале "Российское образование" (http://www.edu.ru/moodle/) - официальном Интернет-ресурсе, на котором публикуется только бесплатная, актуальная и достоверная информация.
Бесплатно можно создавать различные опросники на Vorbeo.com (http://vorbeo.com/), и с их помощью проводить исследования для учебного проекта, разместив опросник на сайте школы или блоге проекта.
Работа учащихся в классе с использованием ресурсов сети Интернет может быть организована следующим образом: фронтально (виртуальные путешествия, глобальный сетевой проект); индивидуально (поиск, отбор и анализ учебной информации); в группах (выполнение общего учебного проекта); работа в малых группах вне класса.Учитель на таком уроке выступает в качестве консультанта по поиску в Сети и использованию различного рода учебной информации. Механизмами для организации обучения и общения между учителем и учеником, могут быть: электронные учебники; сетевые проекты; телеконференции; cервисы web 2.0.
Развитие информационно-коммуникационных технологий позволило всем желающим получить доступ к неограниченным объемам информации. Мы пробуем ограничить себя только той информацией и инструментами, которые несут реальную пользу. Поэтому, при выборе инструментов и методов для работы с информацией надо исходить из тех задач, которые нужно решить.
Приложение:
Приведу таблицу, на которой на учебные цели спроецированы задания, определяющие деятельность учеников (по Лихачёву Д.), и web-инструменты, описанные и применяемые мной и моими учениками.
Таксономия познавательных целей | Задания, определяющие деятельность учеников | Веб-инструменты |
Оценка | Ранжируйте и обоснуйте Проведите экспертизу состояния Определите возможные критерии оценки | |
Синтез | Придумайте игру Разработайте план Напишите сценарий развития | |
Анализ | Постройте классификацию Сравните точки зрения Составьте перечень основных свойств | |
Применение | Изобразите графически Разработайте и проведите презентацию Рассчитайте на основании данных | |
Понимание | Покажите связи Объясните причины Прокомментируйте Приведите пример | |
Ознакомление | Сгруппируйте вместе Составьте список понятий Расположите в определённом порядке |
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Интернет в образовании: путеводитель, НИИ Управления знаниями, МЭСИ, http://www.slideshare.net/mnrozhkov/ss-4319215
- Об использовании сервиса Google Sites для организации обучения http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=1186
- Лаборатория тренера. ИКТ и новые педагогические технологии... http://ljudmillar.blogspot.com/.
- КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ БЕЗ НАС? Развитие самостоятельности на уроках информатики. К.Ю. Поляков ГОУ СОШ № 163, г. Санкт-Петербург http://kpolyakov.narod.ru/index.htm